Проблема передачи качества знаний

Образование и воспитание - две колонны, на которых держится воспроизводство составляющих культуры человеческого сообщества. Культура включает в себя социальную (построение отношений в обществе и право), материальную (энергетика, техника, технологии, коммуникации) и духовную составляющие (миропонимание, философия, религия, наука, искусство, этика).

Очевидно,что только при гармоничном сочетании передаваемых в процессе образования и воспитания составляющих культуры возможно сохранение сущностных моментов Традиции, воспринятых и наработанных в прошлом Знаний.

Передача Знаний включает в себя восприятие информации, ее понимание и практическое применение. На всех трех этапах возможны искажения и потери сущностных составляющих Знаний, особенно если этот процесс происходит без участия наставника или если он сам имеет деформированные знания. Поэтому естественным путем образуется «пирамида знаний», в которой вершина представлена малочисленными прямыми носителями наиболее сокровенной части Знаний Традиции.

Опыт истории показывает, что все этносы, локализуясь в виде отдельных государств, подчиняются принципу организменности и цикличности: они зарождаются, расцветают и «умирают», трансформируясь после периода разложения во вновь возникающие «новые» государства с элементами синтеза бывших национальных культур. Их новый быстрый расцвет обязан сохранению, прежде всего, духовных составляющих культуры, на основе которых формируется социальное устройство этих этносов и начинают развиваться материальные составляющие через «изобретения» уже забытых технологий и технических устройств.

Длительность существования государства-этноса завитит от качества передачи и уровня развития духовной культуры. В зависимости от степени «духовного наполнения» в государстве будет реализовываться более длинный или более короткий жизненный цикл, состоящий из меньшего или большего числа коротких подциклов.

В частности,в России, как показал Г. Кваша (см. кн. «Принципы истории»), проявляют себя набор 36- (12 лет х 3), 60- (12 лет х 5 – «восточный» цикл), 84- (цикл Урана) и 144- («суммарный цикл) летние циклы, которые складываются в малоизвестный эзотерический 432-летний цикл. Из последнего слагаются 2160-летние эпохи (эры), в рамках которых и зарождаются, расцветают и затухают различные этносы (приблизительно 1500-летний цикл по Л.Н. Гумилеву).

Современный образовательный и воспитательный процесс в России начинается с круга семьи и детского сада, а затем школы и специализированных профессиональных, средних и высших учебных заведений. Во всех этих структурах, даже имеющих гуманитарные направления, недостаточно акцентируются знания о духовной культуре, особенно о ее мировоззренческой части. Но именно она определяет уровень развития сознания индивида (общества) и естественную этику поведения, а также возможности передачи составляющих культуры молодому поколению в семьях или трудовых коллективах. В условиях существующего социального устройства России весьма проблематично решать эту проблему в системе официального государственного или частного образования, не только из-за дефицита «людей знаний» - носителей традиционной культуры, но и ввиду неспособствования или противодействия процессам повышения уровня духовности населения. Последнее облегчает процесс управления обществом, особенно с помощью современных (забытых сокровенных старых) технологий манипуляции сознанием.

Поэтому реальные подвижки в решении проблемы повышения уровня сокровенных, сущностных знаний, влияющих на самозознание и этику поведения индивида, возможно через расширение сети Школ духовного развития, общественных Университетов духовной культуры или аналогичных Центров, где постепенно будет идти подготовка отдельных, «проснувшихся» членов человеческого сообщества, способных в дальнейшем поддерживать Традицию и инициировать хотя бы часть молодого поколения к восприятию сокровенных знаний и повышению качества жизни этноса.

Еще один путь решения проблемы повышения уровня духовности молодого поколения – через проведение мировоззренческих и философских семинаров среди преподавателей специальных знаний всех уровней образовани, особенно вузовского. Этот процесс уже начался во многих городах России.

Ермилов Э.А. (Ниж. Новгород)

Вернуться