ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ. СБОРКА ПО ПСИХОЛОГИИ.

Необходимость написания данной статьи возникла из насущной потребности прояснить некоторые психологические законы, с решением которых постоянно приходится сталкиваться на практических занятиях.

К данной теме не относятся все разновидности психологии. Мы остановимся лишь на некоторых аспектах. Поскольку психология хорошо представлена в интернете, я просто возьму статьи имеющие отношении к нашей теме или дам ссылки на источники. Открываются все синие ссылки.

Я опираюсь на западную психологию по нескольким причинам. Во первых - данная терминология нам более известна. Во вторых  - само устройство сознания человека общее для всего человечества и мало зависит от религиозной принадлежности. Есть литература, посвященная психологии Буддизма, но там всю голову сломаешь. Сама психология более сложная и детально проработана, чем западная. Много незнакомых терминов. Поэтому, в начале, проще взять классическую западную психологию и добавить в нее некоторые аспекты, связанные с духовным развитием.

Буддизм остается вне конкуренции там, где уже конкретно касается практики медитаций.

Хорошая книга по данной теме: Лама Анагарика Говинда «Психология раннего Буддизма», «Основы Тибетского мистицизма».

 

Свои комментарии я ставлю в  /…./.

Оглавление:

-Законы философии.

-Принцип триначалия в китайской философии и медицине.

-Искажение человеком основных законов. Стресс. Невроз.

-Дуальные пары и двойные узлы.

-Родительское программирование.

-Защитный механизм.

-Негативные эмоции. Страх.

-Решение ситуаций в современной функциональной психологии. Цель. Целеполагание. Футуродизайн.

 

Рассмотрим ЗАКОНЫ ФИЛОСОФИИ.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Законы философии в ряде философских систем — необходимая взаимосвязь между событиями, явлениями и объектами, выраженная в наиболее общей форме[1]. Философские законы зачастую выступают в виде концентрированного содержания этих философских систем. Однако сам вопрос о существовании объективных закономерностей как таковых зависит от занимаемой философской позиции и не всегда подразумевает существование каких-либо философских законов[1].

 

Содержание

История

В древней китайской философии

Основная статья: Древняя китайская философия

Первые философские построения, возведённые в ранг законов различными философскими школами, возникли на заре развития философии и науки вообще. Например, в древнем Китае конфуцианцы, занимающиеся проблемой государства и этикой, полагали, что судьба человека предопределяется небесами согласно закону «жэнь». Даосы в свою очередь размышляли о Дао — основном законе природы и естественном пути вещей, приходя к заключению, что развитие происходит через противоположность и по кругу, мало завися от каких-либо субъектов. В основе многочисленных натурфилософских концепций, начиная с III века до н. э., в дополнение к учению о 5 стихиях или первоосновах — воды, огня, металла, дерева и земли, полярных силах инь и ян, представлению о ци, как о первоматерии, — появилось представление о ли, как о законе, принципе, нормативном начале, разумной творческой силе, находящемся в противоречии с ци.

В диалектическом материализме

Основная статья: Материалистическая диалектика

Энгельсом были сформулированы «три закона диалектики», которые были получены им путём интерпретации диалектики Гегеля и философских работ Маркса:

  • Закон единства и борьбы противоположностей («Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу»[2]).
  • Закон перехода количественных изменений в качественные («Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет»[2]).
  • Закон отрицания отрицания («Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого»[2]).

Считается, что основным из них является закон единства и борьбы противоположностей. В отношении последнего закона можно также сказать, что преемственность развития осуществляется таким образом, что после второго последовательного отрицания старого новым новое включает в себя старое в снятом, преобразованном на другой основе виде.

Логические законы

Основная статья: Логические законы

Логика является абстрактной наукой и начала развиваться одной из первых, являясь востребованной по мере развития языка. Аксиомы логики полагаются законами и являются основой так называемой формальной логики. К ним относятся закон достаточного основания, и закон тождества, сформулированный ещё Парменидом. У Аристотеля можно найти закон исключённого третьего, и закон противоречия.

В формальной логике производятся операции над утверждениями, осуществляется доказательство, делаются выводы и обобщения. Законы логики относятся к области мышления, операций над объектами отражённой действительности.

/Еще одним  базовым понятием философии является ПОЗНАНИЕ.

 По данной теме много книг, к примеру:  Автор   Андрейченко Г.В., Грачева В.Д.   Философия                   i-u.ru›Произведения›…_filosofija/05.aspx

Познание в классической философии разделяется на научное и эмоционально-чувственное.

Познание оперирует понятиями: получение и обработка информации по разным каналам; постановка и решение задач; развитие человека. Если в этих цепочках есть сбои, то это отражается на всей энергетической системе./

Подробно об этом можно посмотреть:

-Психофизиология и психофизиология стресса  

 ido.rudn.ru   psychology/psychophysiology/3.html

-Невроз

nmu-s.netload/patologicheskaja_fiziologija…47…391 копия

 

 

-Невроз, ребефинг, осознание.

pan-club.narod.rucreat/article03.htm

 

ПРИНЦИП ТРИЕДИНСТВА или ТРИНАЧАЛИЯ в китайской философии состоит из понятий ЦИ, ЯНЬ, ИНЬ.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.




Ци, иногда чи (кит. трад. 氣, упр. 气, пиньинь ; в японском варианте — ки яп. 気 ki, иногда кэ; англ. qi или ch’i) — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как[1][2][3] «пневма», «эфир», «воздух» (англ.)русск., «дыхание», «энергия» (англ.)русск., «жизненная сила» (англ.)русск..

Ци выражает идею фундаментальной,[4] континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции[1], которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению.[4] Противоположным понятием является ли[1].

Принято выделять три смысловых уровня понятия — космологический (ци как универсальная субстанция вселенной), антропологический (ци как наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением) и психологический (ци как психический центр или «сердце» — синь, находящийся под влиянием воли и регулирующий чувство)[1].

Общим для всей китайской философии является рассмотрение ци как бескачественного первовещества («Великого начала»), соответствовавшего первой фазе развития вселенной. Дифференциация этого первовещества происходила в форме инь и ян, а также пяти элементов (у син)[1].

Категория не имеет прямых аналогов в западной философской традиции[5].

Содержание (разделы можно открыть, щелкая на синие ссылки)

В «Трактате о внутреннем» («Нэйцзин») сказано:

  • «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение, определённо имеется недостаток ци
  • «Туда, где находятся защитные силы, не проникает вызывающее болезнь нарушение.»

Теперь рассмотрим схему триначалия, взятую в оннури-суджок.

 tl_files/content/blogs/practpsychology/p0087.jpg

/Видно, что строение энергетической системы подчинено закону триначалия. Известна связь между психоэмоциональной деятельностью человека и состоянием энергетической системы.

При нарушении человеком законов мироздания, происходят сбои во всей системе. Блокируется эмоционально-чувственная сфера, мышление, осознание. Страдает и физическое тело. Сбои в энергетике и психике происходят, если человек  не проживает гармонично  «триединство» ситуации.

Рассмотрим несколько примеров.

Если человек решает дуальные пары  (см. раздел ниже) и не выясняет первопричину, то есть «ЦИ», то в таком случае уходит напряжение от ситуации, может уйти и сама ситуация. Но обязательно похожая ситуация с таким же внутренним смыслом повториться.

Когда человек страдает от негатива, то, очевидно, что он просто не видит и не ощущает позитивный полюс ситуации.

Конечно, об это говорить – просто. Вопрос – как сделать? Есть различные методики. Одна из них приведена в книгах Жикаренцева (см. ниже)./

 

 

/Рассмотрим следующий раздел, связанный с решением задач, с ситуацией «выбора».

 В жизни мы постоянно принимаем решения, производим оценку ситуаций, делаем выбор. Наши решения оказывают влияние на нас, на нашу жизнь. При принятии решений и при решении задач происходит перестройка организма и сознания. При воздействии внешних факторов то же происходит перестройка. Перестройка организма и сознания происходит согласно законам мироздания и не всегда согласуется с мнением человека. Эта перестройка названа  стрессом.

Стресс  рассматривают как особое функциональное состояние и в то же время как психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы.

 Если человек не справляется со стрессом – возникает невроз.

С точки зрения глубинной психологии невроз возникает, когда человек не отрабатывает ситуацию через все информационные каналы в согласии с законом триединства.

Когда ситуация не проработана и возник невроз - возникает устойчивое образование, которое можно назвать патологической дуальной парой./

Приведу две статьи поданной теме:

- Строение и законы дуальной вселенной.  Творчество Жикаренцева / книга 4

- Родительское программирование (примеры двойных узлов)  источник: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0070.shtml

 

 


 

ЖИЗНЬ БЕЗ ГРАНИЦ.
Строение и законы дуальной вселенной.


[ Творчество Жикаренцева / книга 4 ]



ДУАЛЬНЫЕ ПАРЫ И ДВОЙНЫЕ УЗЛЫ

Дуальные пары

Дуальной парой называются два противоположных аспекта одной и той же вещи, одного и того же явления. Например, мужчина и женщина являются двумя противоположными аспектами одного и того же явления под названием "человек". Примерами дуальных пар являются: "жертва — палач", "длинное — короткое", "жизнь — смерть", "лето — зима", "небо — земля", "сила — слабость" и т.д. В каждом человеке существует, наверное, бесконечное множество дуальных пар, и, следовательно, он может быть описан с их помощью тоже. С другой стороны, я заметил, что для некоторых людей определенные дуальные пары неактуальны. Иначе говоря, они у них "свернуты", и в этих точках данные люди непосредственно соприкасаются с единым, с пустотой, из которой двойственность вышла.

Дуальная пара — это статическое образование, подобное двум полюсам магнита или источника напряжения. Как вы знаете, если в магнитное поле поместить железный предмет, он будет испытывать на себе воздействие этого поля и притянется к одному из полюсов.

Человек также притягивается к одному из полюсов дуальной пары, точнее говоря, стремится отождествиться с одним из полюсов, или, что то же самое, один из полюсов притягивает его к себе больше. Например, одни больше любят свободу, а другие — тюрьму. Соответственно, одни прикладывают больше сил, чтобы быть на свободе, а другие — в тюрьме. Одни прикладывают больше сил, чтобы быть независимыми, а другие — зависимыми.

Дуальные пары появляются потому, что у человека есть способность разделять целое на противоположности. Предпочтение человеком одного из полюсов дуальной пары определяется с помощью существующих в нем оценок "плохо — хорошо".

Как металлическим опилкам не избежать влияния магнитного поля, так и человечество, каждый человек в отдельности всегда будут подвержены влиянию дуальных пар — до тех пор, пока у человека сохраняется дуальное восприятие мира. Ни о какой полной свободе здесь и речи не может быть.

Мы не видим дуальные пары наяву, не можем их потрогать, понюхать. От всего этого создается впечатление, что их вовсе не существует. Но мы не можем видеть закон гравитации, а только ощущаем на себе его действие, и точно так же мы ощущаем на себе эффект воздействия дуальных пар.

Например, если у вас есть оценки "плохо — хорошо" насчет того, как должно выглядеть общественное место, вы будете посещать только те места, которые соответствуют вашим понятиям "хорошо". Хотя по жизни очень часто бывает, что нужные для нас вещи или нечто ценное, что потом начинает определять нашу будущую жизнь, мы находим именно, когда "случайно" попадаем в место, которое "плохое".

Если у вас есть понятия о быстром и медленном, легком и тяжелом, тогда вы охотнее будете браться, например, за дела, которые решаются легко и быстро, или тяжело и медленно, или легко и медленно, или тяжело, но быстро. Так дуальные пары невидимым для нас образом влияют на нашу жизнь, полностью определяя ее.

Вроде вокруг пустой воздух, ничего такого не видно, кругом свобода, но на самом деле мы прочно вмурованы в силовые поля, которые порождаются этими дуальными парами. Мы — их пленники. А теперь у меня к вам вопрос:

  • Где находятся эти порождаемые дуальными парами поля?

Если вы ответите, что снаружи, то тогда непонятно, как ваши убеждения, ваши оценки и способность разделять на свое и чужое, на значимое и незначительное, на правильное и неправильное влияют на вас и вашу жизнь? Ваши оценки находятся внутри, а все происходит снаружи? Вот теперь вы можете ясно увидеть, что то, что вы видите снаружи, есть только ваш Ум.

До тех пор, пока в вас существует только дуальное восприятие мира, ни о какой свободе и речи быть не может.

ЖИЗНЬ И СТРАДАНИЯ

У дуальных пар есть интересное свойство — полюса время от времени меняются местами. Это закон, благодаря которому вселенная живет и развивается. Поэтому, как бы вы ни старались сохранить существующее положение дел, как бы вы ни избегали перемен, они всегда войдут в вашу жизнь.

Обратите внимание, вы не любите перемены, но именно они дают вам ощущение насыщенности жизни. Человек стремится побывать в крайних положениях, чтобы, получив сильную встряску, сказать себя: "Да, я жив". Однако это же приносит ему и страдания.

Человек избегает середины, потому что чувства там, по его мнению, не такие яркие. Он предпочитает либо испытывать страсть, наслаждаться, либо быть отвергнутым и преданным, страдать, но никак не середину.

Однажды я предложил одной женщине помочь выйти в середину в своих чувствах по отношению к мужчинам. Уж очень драматически складывались у нее отношения с ними. Она отказалась, сказав, что ей интереснее находиться в крайних положениях.

Само нахождение на пике чувств предполагает, что вы через некоторое время перекинетесь в противоположное состояние. Поэтому никого не ругайте, если вы от наслаждения переходите к страданию. Блуждание между полюсами автоматически предполагает, что вы будете страдать, само ваше нахождение в дуальном мире предполагает это.

СОСТРАДАНИЕ

Одна женщина рассказала мне о мужчине, который, по ее мнению, участвовал в преступлении и, возможно, даже был непосредственным виновником убийства. Когда она спросила его об этом, он начал рассуждать на тему того, что жертва всегда притягивается к убийце, она на него, дескать, сама выходит и т.п.

Разумеется, он был полностью прав, так всегда и происходит. Отсюда возникает вполне логический вопрос: "Вы здесь рассуждаете о дуальных парах, непривязанности, отпускании и т.п., не приведет ли все это к полному, извините, пофигизму, самодовольству и самооправданию при совершении всевозможных неприглядных поступков?".

"Запросто", — отвечу я вам. Если вы подходите к данной информации с позиций сухого, логического ума, вся эта информация запросто может изуродовать вас и превратить в монстра. Потому что всякий ум (читай, эго) всегда ищет оправдание своим поступкам, всегда хочет быть правым.

Давайте рассмотрим дуальную пару "жертва — палач". Под палачом вы можете понимать и убийцу в том числе. Если вы просто примите к сведению, что жертва притягивает к себе палача, а палач — жертву, если вы просто загрузите эти сведения в ум, не пережив эти состояния внутри на уровне сердца, эта информация, скорее всего, не принесет вам никакой пользы. Разве что в какой-нибудь светской беседе или за суровым мужским разговором это может принести вам кое-какие очки в глазах окружающих.

Если же вы при работе с собой сумели по-настоящему пережить роль жертвы, вы начинаете понимать ее боль и видеть, как жертва притягивает к себе палача и провоцирует его стать именно палачом. Тогда вы начинаете видеть, что палач по существу превращается в жертву — потому что это жертва превратила его в палача. И тогда вы начинаете понимать и переживать боль, которую испытывает палач.

Когда вы поняли позиции и жертвы, и палача, когда вы поняли боль, которую испытывают и тот и другой, дуальная пара из с виду раздельных и ничем не связанных друг с другом полюсов превращается в неразрывное единое целое, в круг, где уже не существует ни жертвы, ни палача, а есть только боль и страдания, которые испытывают оба, один — явную, а другой — скрытую. И в вас просыпается тогда сострадание.

Понимание дуальной пары на уровне ума бесполезно и может породить только болтовню ума. Переживание дуальной пары пробуждает любовь и сострадание, терпимость.

РЕШЕНИЕ ДУАЛЬНЫХ ПАР

Решать дуальные пары довольно просто. Надо сначала познакомиться с одним аспектом дуальной пары, переживая связанное с ним состояние. Например, вы берете всю ту же дуальную пару "жертва — палач". Сперва вы снимаете все оценки и сравнения относительно этих понятий, а затем внимательно исследуете, что означает слово "жертва" на уровне понятийного ума. Далее вы пытаетесь понять это состояние, переживая его на уровне чувств и эмоций. Таким образом, вы получаете полное представление об этом состоянии.

Потом вы проделываете то же самое с понятием "палач". Затем помещаете эти два состояния перед собой, одно — слева, а другое — справа, и смотрите на них, чувствуете на себе их воздействие, переживаете их. Если вы будете делать это регулярно, через некоторое время дуальная пара схлопнется. Это происходит подобно вспышке, и оба понятия теряют для вас смысл.

Немного спустя все восстанавливается, но понимание пары происходит уже на совершенно другом уровне. Вы видите относительность этих понятий и способны проследить, как они переходят друг в друга. Вы видите, что оба понятия означают одно и то же. Таким образом, вы выходите из линейного мышления и переходите в нелинейную вселенную, где причина является следствием, а следствие — причиной. Можно также сказать, что это вселенная, где нет причин и следствий. Это — освобождение.

Каждый человек обладает собственной структурой дуальных пар. Одни ваши пары могут быть решены от рождения, а другие будут постоянно преследовать вас, пока вы не решите их. Например, для одного человека не составляет никакого труда пойти заниматься спортом, организовать свое дело, по первому зову сердца отправиться в путешествие, чтобы хорошо отдохнуть, а для вас все это проблемы. Данный человек от рождения решил пару "активность — пассивность" и поэтому может спокойно заявить, что он не видит разницы между отдыхом и работой и спокойно может переходить из одного состояния в другое, а вы, например, застряли либо в пассивности, либо в активности и видите между этими состояниями огромную разницу.

Если вы где-то не видите разницы, следовательно, у вас данная дуальная пара решена, вы в данном месте своей души едины. Если вы видите или слышите, что кто-то в чем-то не видит разницы, тогда как вы так не считаете, этот человек может стать для вас Учителем по данной теме. Откройтесь и постарайтесь считать его состояние изнутри (полное понимание придет к вам потом). Если он обладает состраданием, он решил данную дуальную пару полностью, если в нем его нет, тогда это всего лишь конструкции ума — защита, короче говоря.

Регулярно работая с дуальными парами, вы рано или поздно приобретете навык в их решении и выйдете из-под влияния дуальной вселенной. Вы будете жить в ней, но оставаться свободным.

Двойные узлы

Если дуальная пара — это статическое образование, то двойной узел обладает динамикой, он подвижный. Дуальные пары создают иллюзию свободы действия, двойные узлы обездвиживают и напрочь лишают всякой возможности действовать. Двойной узел — это динамическая структура, характеризуемая принципиальной невозможностью выбора по-настоящему приемлемого варианта действия.

"Если я это сделаю, я буду наказан; если не сделаю, я тоже буду наказан"; "если я соглашусь, меня используют; если не соглашусь, меня все равно (уже) используют"; "если я попрошу, мне не дадут; если не попрошу, у меня этого не будет никогда"; "если я дам, мне не будут благодарны, не оценят, а еще могут и обсмеять; если не дам, я пропущу шанс сблизиться с человеком" — все это примеры двойных узлов. Ясно, что их намного больше, и каждый человек обладает собственной конфигурацией узлов, ему одному присущей.

Двойные узлы возникают из-за привязанности к одной из противоположностей. Это может происходить из-за страха перед чем-то. Например, если вы боитесь быть использованным, наказанным, боитесь что вас не оценят, и т.д. Как видите, непривязанность может принести очень и очень большую пользу, избавив от многих страданий и подарив свободу в действиях.

Поскольку внутри человека заложен механизм сравнений и оценок, поскольку человек настроен на то, чтобы всегда выбирать для себя (или для других) лучшее, то, встречаясь в жизни с двойным узлом, он попадает в тупик, потому что механизм "лучше — хуже" здесь не работает, вернее, работает, но не до конца. Тогда как двойной узел все жмет и жмет, и человек испытывает все большую и большую боль — тут, конечно, не до сострадания и любви к ближнему, самому бы выжить.

Некоторые люди так и застревают в этом положении, не в силах принять никакого решения. Двойной узел начинает сжимать их, а они всячески сопротивляются. Кто напрягается, упираясь, как говорится, рогом, а кто просто сбегает в мир фантазий, где ему сладко и хорошо.

Чем больше вы сопротивляетесь, тем больше вас расщепляет изнутри, таков закон действия двойного узла. Иначе говоря, вы, таким образом, формируете внутри себя дополнительные ментальные структуры, дополнительные я. А чем больше таких я, тем хлопотнее, особенно если вы не контролируете их и они живут в подсознании самостоятельной жизнью.

Другие выбирают "из двух зол меньшее". Это тоже, в принципе, ошибочная тактика. Во-первых, выбирая из двух зол меньшее, вы все равно выбираете зло, то есть худшее. Это ваша внутренняя оценка собственного выбора, вы ее запоминаете, и решение уходит в подсознание.

Идя по жизни, с самого раннего детства вы таким способом "решили" множество двойных узлов, и каждый раз вы выбирали из двух зол меньшее. Так внутри формируется худшая, ущербная составляющая, потому что вы не были полностью довольны своим выбором, когда встречались с двойными узлами. Вы шли на компромисс и поэтому расщепляли себя на плохие и хорошие я.

РЕШЕНИЕ ДВОЙНЫХ УЗЛОВ

Как вы заметили, двойные узлы имеют две стороны (в предложении они разделены точкой с запятой), а лучше сказать — два рычага. Вы садитесь в медитацию, устанавливаете ровное, медленное дыхание, расслабляетесь, можете закрыть глаза, если это удобно для вас.

Далее вы вспоминаете двойной узел, с которым столкнулись в данный момент, и некоторое время размышляете над ним, настраиваетесь на него. Вы ясно видите оба его плеча. Один рычаг вы мысленно помещаете, например, слева от себя, а другой — справа.

Один рычаг начинает давить на вас слева, а другой — справа. Вы, сняв всякое внутреннее сопротивление, разрешаете этому двойному узлу начать сжимать вас. Вы отдаетесь на его волю и переживаете его давление на себе, полностью ощущаете это в своем теле. Это называется "повернуться к проблеме лицом, не сбегая ни в какие защиты".

Когда вы сняли все оценки по поводу существования своей проблемы и того давления, которое оказывает на вас двойной узел, когда повернулись к проблеме лицом, когда дали ей быть, не борясь с ней и не сопротивляясь, когда приняли свою ситуацию полностью и до конца, двойной узел лопается, а вы получаете свободу действий.

После того как двойной узел лопнул, проблема выбора что делать, что лучше, а что хуже, уже не стоит. Вы внутри знаете, что данные ваши действия наиболее оптимальны и для вас, и для остальных людей, кого они могут коснуться. Так практика решения двойных узлов рождает чувство безопасности и доверие к своему Пути.

Регулярно пытаясь решать двойные узлы, вы со временем научитесь делать это быстро и без усилий. Это, в свою очередь, также создаст предпосылки для выхода из линейной вселенной, из мира Добра и Зла.

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.

источник: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0070.shtml

Мы решили предложить Вашему вниманию данную статью, поскольку считаем вопрс гармоничного развития и правильного воспитания будущих поколений одним из ключевых вопросов безопасности общества и выживания человечества вообще.

Кроме того, понимание алгоритмов работы человеческой психики необходимо не только при решении вопросов воспитания детей, но и вообще в любых ситуациях межличностного взаимодействия.

Данная статья, на наш взгляд, предоставляет хорошую пищу для размышлений и раскрывает некоторые практические следствия непонимания людьми вышеуказанных вопросов.

 


 


Часто ли вам приходилось слышать в детстве от своих родителей:"Горюшко ты мое", "Глаза бы мои на тебя не глядели", "За что мне такое наказание...", "Ты не рассуждай, а делай что тебе говорят", "Когда же ты наконец поумнеешь?", "Пора бы уж стать самостоятельным, что ты ведешь себя, как маленький". Или: "Ты у меня слабенький", "Да что ты бьешься, у тебя все равно ничего не получится, дай-ка я...", "Тебе чего, больше всех надо?"

А часто ли вы используете те же слова, разговаривая со своими детьми? Думаем, что не реже, чем вы слышали их в своем собственном детстве.

 

 

Но может быть вам на память не приходят никакие такие слова, слышанные вами от родителей или сказанные своим детям, но вот незадача: когда вам необходимо начать важное дело, вы вдруг вспоминаете о невымытой посуде, непостиранном белье, интересной телепередаче, внезапно проснувшемся аппетите или о необходимости срочно убрать квартиру. Все это, безусловно, важные дела, но суть состоит в том, что свое важное дело вы откладываете на самый последний момент и начинаете его выполнять уже безо всякого удовольствия, "с нервами" или под давлением цейтнота. Хотя при этом не исключено, что до начала своего дела вы действительно успели сделать что-то важное для других.

А возможно, вы относитесь к людям, которые способны буквально прошибить лбом стену ради другого человека, а вот попросить за себя не в состоянии.

А может быть, вы без проблем подбираете подарки для своих близких, но вот выбрать что-нибудь в магазине для себя - неразрешимая для вас задача.

Так что дело не только в словах, которые вы слышали в своем детстве или говорите сами сейчас (и то и другое вы можете забыть), сколько в регулярно повторяющихся, затруднительных для вас (но не для других) ситуациях, в которых вы оказывались с детства и продолжаете попадать в них и доныне. Заметим сразу, одним волевым усилием (обещанием себе "больше так не делать" или "делать именно так, как хотел первоначально") ваши трудности разрешить невозможно.

А почему? Потому, что даже если вам удастся пару раз сдержать слово, данное самому себе, то переживание успеха будет с лихвой перекрыто неизвестно откуда взявшимся чувством вины, печали или одиночества. И эти переживания надежно (хотя и бессознательно) отвратят вас от дальнейших попыток разрушить привычные страхи и стереотипы.

С чем же это связано? Можно сказать, что в такой форме в вас живет зависимость от кого-то из ваших родителей, кто неявно "научил" вас вести себя таким образом.

Такое неявное, скрытое родительское "обучение" было впервые описано американскими специалистами по трансактному анализу, психотерапевтами Робертом и Мери Гоулдингами как "родительские директивы". Гоулдинги выделяли двенадцать таких директив. Но на самом деле каждая директива имеет несколько вариантов, которые неизбежно увеличивают это количество. И дело даже не в их количестве, сколько в способе мышления, позволяющем опознать эти директивы в потоке обыденной жизни.

Отталкиваясь от определений основных двенадцати директив, данных Гоулдингами, мы попытались расширить это понятие и привязать его к повседневной жизни уже не ребенка, а взрослого.

 

Итак, что же такое директива?

Это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок (а часто и взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя "хорошим".

Первая директива - "не живи".

 

В бытовой речи она выражается в "приговариваниях", адресованных ребенку: "Глаза бы мои на тебя не глядели", "Чтоб ты сквозь землю провалился", "Мне не нужен такой плохой мальчик", и т.п.

Расширенным вариантом такой директивы являются "воспитательные" беседы с ребенком на тему "Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет" (например: "Как я волновалась, когда ты в детстве заболел скарлатиной" или: "Поскольку я все силы отдавала тебе, то я так и не смогла выйти замуж" или вариант - "защитить диссертацию").

 

Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребенком через возбуждение в нем хронического чувства базисной вины, связанной не с какими-то его конкретными поступками, а с самим фактом его присутствия в жизни матери.

 

Воспринимая подобную директиву, ребенок может бессознательно принять решение типа: "Я - источник помех в жизни матери, я - ее вечный должник". Как-то защититься от такого рода указаний ребенок еще не может, поскольку основные директивы получает до 6 лет. Естественно, что они продолжают звучать в нем и дальше, а у некоторых людей - до смерти. Иногда это глубинное чувство вины с возрастом усиливается, т.е. этот долг обладает каким-то иррациональным свойством увеличиваться быстрее, нежели погашаться.

Можно спросить: а что плохого в привитии ребенку уважения к родителю даже через чувство вины? Здесь есть несколько сторон.

Первая состоит в том, что такого рода воспитание содержит в себе возможный психологический обман и манипуляцию: взрослый как бы перекладывает на ребенка (существо заведомо более слабое и зависимое) ответственность за нерешенность своих собственных жизненных задач и заставляет в это верить.

Вторая сторона состоит в том, что ребенок может умозаключить, что было бы лучше, если бы его не было. Поскольку предельным решением здесь является самоубийство, а для ребенка такое решение невозможно, то выходом из ситуации для него могут быть частые травмы и другие способы бессознательного саморазрушения (например, наркомания). Это происходит потому, что ребенок учится заботится о своей физической безопасности в той мере, в какой окружающие воспринимают его жизнь как источник радости для себя.

И наконец, третья сторона: такое отношение к себе не дает ребенку возможности реализовать свои способности в различных сферах жизни. Ведь если ребенок будет часто получать физические травмы, болеть или просто окажется неприспособленным к реальности, то родители получают дополнительные поводы для беспокойства и тревог за него, а он - дополнительные возможности для взращивания в себе чувства вины. И круг замыкается.

Одним из вариантов послушного следования ребенком родительскому указанию "не живи" является провокационное ("бессовестное", "хулиганское") поведение вне дома. Ребенок как бы специально "нарывается" на наказание. Известно, что наказание снижает чувство вины, и такие дети для разрядки внутреннего напряжения бессознательно ищут ситуации, где они могут быть наказаны. Проще чувствовать себя виноватым за разбитое окно или нос, нежели испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что. Здесь предельным вариантом является многократное попадание в тюрьму. Это, кстати, один из ответов на вопрос о том, почему дети из "приличных" семей становятся уголовниками. Вспомним также известное чувство вины перед матерью ("не забуду мать родную"), проявляемое подчас рецидивистами, которое, кстати, не распространяется на жертв их преступлений, что можно было бы ожидать по здравому смыслу.

Как ни парадоксально, но и сверхопекаемые дети, и дети, живущие в атмосфере безнадзорности, оказываются в одинаковой ситуации, если они получили эту директиву. Только для первых она звучит как "Не живи своей жизнью, а живи моей жизнью", а для вторых - "Твоя жизнь мешает моей жизни".

А как продолжает жить эта директива в душе взрослого человека? Она может давать о себе знать через ощущение никчемности своего существования, стремлении постоянно доказывать себе, что "я что-то значу", глубинном неверии в то, что "меня можно полюбить", постоянном подспудном ощущении собственной "плохости", а также в тенденциях к алкоголизму, наркомании, самоубийству.

Для ребенка прямое восприятие этой директивы слишком тяжело, и он бессознательно изменяет ее, добавляя частицу "если". Например: "Я имею право жить, если не буду замечать (или чувствовать) то, о чем меня неявно просит мама". Но в этом случае, как бы выйдя из-под действия самой категоричной директивы, ребенок попадает в пространство какой-либо из остальных директив, носящих более частный характер.

Вторая директива - "не будь ребенком".

 

В быту проявляется в высказываниях типа: "Что ты ведешь себя как маленький", "Пора стать самостоятельнее", "Ты уже не ребенок, чтобы...", и т. п. Иными словами, она проявляется в высказываниях, неявно описывающих состояние "детскости" как плохое, а состояние "взрослости" как хорошее.

Такая директива чаще достается старшим или единственным детям в семье.

Став взрослыми, такие дети имеют специфические трудности: с одной стороны - они научились брать на себя ответственность за других, а, с другой - имеют непонятный для них самих внутренний барьер при общении с детьми. Например, они заявляют: "Я не знаю, о чем говорить с ребенком" или испытывают неестественность и напряженность, играя в детские игры даже с собственными детьми. Им проще учить чему-то ребенка или вовлекать его в свою взрослую деятельность, чем разделять его интересы и жить одной с ним жизнью. Поэтому его собственный ребенок получает такую же директиву и стремится быстрее "взрослеть". Особенно остро такая директива звучит в неполных семьях, когда ребенок слышит от мамы: "Ты - моя единственная опора...".

Иногда такие люди научаются очень сильно подавлять свои "детские" желания. Но ведь эти невинные желания тесно связаны и с нашей способностью к творчеству, спонтанному самопроявлению. Так что нередко подавляются одновременно и "запретные" детские желания и творческие самопроявления и, даже, сама сексуальная жизнь. Ведь самоподавление подобно бульдозеру - оно не выбирает, что снести, а что оставить.

Поэтому людям, ощущающим в себе действие этой директивы, стоит начать возрождение Ребенка в себе с удовлетворения тех незаметных, но важных желаний, которые они так эффективно научились отбрасывать. Начинать стоит именно с "детских" желаний: красивой ручки, одежды, фруктов, мороженого.

То чувство вины, которое возникает у этих людей при попытке купить себе на улице мороженое, как раз и отражает меру присутствия этой директивы в их сознании.

Третья директива: "не расти".

 

Третья директива противоположна по смыслу. Она звучит так: "не расти". Чаще всего она достается младшим и опять же единственным детям в семье.

Поэтому единственные дети оказываются в наиболее невыгодном положении, так как могут получить сразу несколько директив, противоположных по смыслу, что затрудняет развитие их личностной автономии и психологическое отделение от родительской семьи.

В быту эта директива выражается во фразах типа: "Мама тебя никогда не бросит", что бессознательно ребенок может расшифровать как: "Я не имею права стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской .поддержки". А также в высказываниях типа: "Ты еще мала, чтобы краситься", "Не торопись взрослеть", "Детство - самое счастливое время жизни".

Такую директиву дают родители, панически боящиеся взросления и психосексуального становления собственного ребенка и того момента, когда он покинет семью, оставив их, как в начале супружества, лицом к лицу друг с другом.

Взрослым, получившим такую директиву в детстве, кажется, что они никогда не вырастут. Они чувствуют себя виноватыми, "предавшими" собственную мать, если, например, влюбятся. Часто такие люди вообще не могут создать свою семью, либо создают ее, но продолжают жить со своими родителями даже при возможности разъезда, поскольку "не мыслят свою жизнь без мамы".

И поэтому, как это ни печально, их предчувствие, что они никогда не повзрослеют, оправдывается: они в первую очередь - не родители своих детей, а дети собственных родителей.

Им следует осознать и принять свое право на собственную жизнь и даже обязанность ее создать. Человеку дана свобода - и это исходный пункт. Но этот дар коварен - ведь вместе с ним дается и свобода отказа от свободы. И если человек идет по второму пути, то он как бы отказывается от своей единственной жизни, отдавая ее во власть чужому сценарию, а его родитель приобретает право на две жизни.

Кроме того, таким людям следовало бы помнить, что их способ существования рано или поздно может обессмыслить многолетние усилия их родителей по воспитанию у них навыков самостоятельной жизни. Расплата наступит неизбежно в форме взаимных бессмысленных упреков. Поэтому взрослый имеет право не спрашивать ни у кого разрешения на собственное взросление.

Четвертая директива - "не думай".

 

В быту выражается в требованиях "не рассуждать, а делать, что приказано", "не умничать", "не уходить в абстракции".

Люди, получившие такую директиву, часто испытывают мучительное чувство "пустоты в голове", когда им нужно самостоятельно решить какую-то проблему. Нередко их преследуют мучительные головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным. Если же в голову приходят какие-нибудь необычные мысли, то они стремятся заглушить их алкоголем, спортом, хобби или развлечениями по принципу "много думать вредно".

Они испытывают глубинное недоверие к результатам своего умственного труда, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие у них чувство недоумения ("как я мог такое совершить?").

Вариант этой директивы - "не думай о чем-то определенном". Например, желая отвлечь ребенка от травмирующей его проблемы, мама отвечает на его вопросы так: "Не думай об этом, забудь". Тем самым она лишает ребенка возможности рационально решить вставшую перед ним проблему. И ребенок учится думать о чем угодно, но только не о своих проблемах.

А внушения типа "забудь" или "отвлекись" впоследствии могут отразится как на памяти, так и на внимании.

Людям, привыкшим "действовать, а не рассуждать" можно порекомендовать увеличивать паузу между возникновением ситуации и своим действием в ней. Понаблюдайте за ситуацией как зритель в кино, вырабатывайте у себя функцию наблюдателя, временно увеличьте дистанцию между собой и ситуацией. Рассмотрите ее как бы саму по себе. В этом плане вам могут помочь и занятия медитацией.

При головной боли очень полезен навык задавания себе вопроса: "В какой именно ситуации или на какой именно мысли у меня заболела голова?" Действуя таким образом, вы усилите свою способность к самоанализу и обнаружите те "запретные" ситуации и темы, думать о которых вам "запрещает" головная боль.

Пятая директива - "не чувствуй".

 

Она может выражаться в двух вариантах: или относиться к собственно чувствам или же к физическим ощущениям.

В первом случае она выражается в таких бытовых высказываниях: "Как тебе не стыдно боятся собаку, она же не кусается" или "Как ты смеешь злиться на учительницу, ведь она тебе в матери годится". Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева и страха, но от этого они не исчезают, а распространяются на огромное количество "не-запрещенных" объектов.

Например, мальчик, которому запретили бояться собак, начнет смело проходить мимо овчарки, но станет тревожным по характеру, теряющимся в любых новых ситуациях. А его сверстник, которому запретили дома проявлять агрессию к учительнице, начнет "разряжаться" на младших или более слабых детях.

Если запрет касается физических ощущений, то человек может утратить контакт с собственным телом и перестанет воспринимать его сигналы для самозащиты и ориентации в реальности. Например, мама с ребенком стоят под дождем. Ребенок хнычет: "Мне холодно". Мама раздраженно отвечает: "Не сахарный - не растаешь", "Ты же мужчина". Ребенок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

Взрослые, несущие в себе подобную директиву, часто страдают психосоматическими заболеваниями, не умеют выражать свои чувства словами и нередко могут оказаться жертвами несчастного случая.

Нередко среди таких взрослых встречаются люди, страдающие ожирением и тщетно пытающиеся похудеть. Хотя они часто утверждают, что едят очень мало, на самом деле они съедают гораздо больше пищи, чем объективно требуется их организму. Дело в том, что физические ощущения их обманывают. А поддаваться этому "обману чувств" они начали в том возрасте, когда усвоили родительское требование "есть нужно все, что дают", "тарелка должна быть чистой".

Утрата контакта с чувством насыщения и своими вкусовыми пристрастиями явилась платой за стремление быть послушным и "не огорчать маму".

А что касается запрета на переживание определенных эмоций, то следует помнить, что их осознание вовсе не требует их немедленного выражения. Напротив, осознание эмоции позволяет выбрать адекватную эмоциональную реакцию. Например, человек, осознавший, что он злится на своего начальника, а не является "раздражительным в принципе", может выбрать не "разрядку" дома на жене и детях, а что-то более рациональное.

Шестая директива - "не достигай успеха".

 

Она передается родителями в ходе "воспитательных" рассказов типа: "Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе во всем только ради того, чтобы ты закончил институт". Или в прямых заявлениях типа: "У тебя все равно ничего не получится". В основе такой директивы лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребенка.

Взрослые, получившие в детстве такую директиву, как правило, очень трудолюбивы и старательны, но их по жизни как бы преследует злой рок: в самый последний момент дело, в которое было вложено много сил, "лопается" по не зависящим от них причинам.

Например, студент делает дипломный чертеж и в последний день перед защитой диплома случайно переворачивает на него пакет с кефиром. Он, конечно, не догадывается, что эти "шутки" с ним играет его бессознательное, настоятельно требующее не достигать успеха, чтобы папе не пришлось завидовать, ведь он так несчастен. Конечно, в этом нет ничего общего с сознательными намерениями студента.

Людям, чувствующим в себе действие такой директивы, можно посоветовать заключительный этап любого важного для них дела осуществлять при доброжелательных свидетелях, чье присутствие позволит компенсировать частичную утрату чувства безопасности на этом этапе.

 

Седьмая директива - "не будь лидером".

 

Смысл этой директивы понятен и так, без объяснений. В быту она передается фразами типа "не высовывайся", "не выделяйся", "будь как все".

Родители, дающие такую директиву, как правило, очень обеспокоены чувством зависти, которое они, по их убеждению, обречены вызывать у других людей. Собственная боязнь зависти и побуждает их из лучших побуждений давать своим детям такую директиву.

Взрослые, получившие такую директиву, пожизненно ходят в подчиненных - и на работе и дома.

Надо сказать, что такая директива не столь уж безобидна. Ведь в жизни бывают ситуации, когда и опыт, и статус и, наконец возраст побуждают взять ответственность за других на себя. Но человек, получивший такую директиву, находит возможности уйти от ответственности и в таких ситуациях, объективно ухудшая и свое собственное положение и положение связанных с ним людей.

Восьмая директива - "не принадлежи".

 

Ее передают родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребенке "единственного друга". Смысл ее может быть расшифрован так: "Не принадлежи никому, кроме меня". В общении с ребенком такие родители всячески подчеркивают его исключительность, непохожесть на других, причем в положительном смысле ("ты ведь у меня не такой, как все").

С возрастом самооценка ребенка становится, как правило, адекватной. Он не чувствует себя ни выше, ни ниже других, но в любой компании чувствует себя как бы "отдельно". Ему незнакомо чувство "слияния с группой". Причем причины такого ощущения человек сам понять не может, ведь он делает в компании то же, что и другие, и старается быть, как все.

Один молодой человек так про себя и сказал: "Вчера я был в компании и там пели под гитару. Но я все время чувствовал, они поют хором, а я пою отдельно, хотя никто об этом не догадывался".

Можно сказать, что, став взрослыми, подобные люди обречены чувствовать себя не такими, как все, и их всегда будет тянуть в теплую атмосферу родительской семьи, равной которой они не найдут. Что и требовалось доказать.

Полностью такие ощущения уходят лишь в ситуации группового противостояния какой-либо угрозе, когда возникающее чувство солидарности и товарищества замещает прежние инфантильные переживания. Другой вариант освобождения - крепкий и надежный брак, построенный на чувствах.

Девятая директива - "не будь близким".

 

Эта директива похожа по смыслу на предыдущую, но если та проявляется в группе, то данная - в отношениях с одним близким человеком.

Родители, передающие эту директиву, внушают ребенку, что никому, кроме них, доверять нельзя. Общий смысл этой директивы "любая близость опасна, если это не близость со мной".

Взрослые, получившие в детстве такую директиву, нередко имеют трудности в сексуальных отношениях. В других случаях они имеют серьезные проблемы в эмоциональных контактах. Во взаимоотношениях с противоположным полом они постоянно оказываются в роли жертвы, которую все обманывают и бросают. Но надо сказать, что, несмотря на их подозрительность, ситуация предательства и обмана преследует их не только в сфере личных отношений, но и в деловых ситуациях. Все дело в том, что, честно выполняя директиву "не доверяй", они так и не научились анализировать ситуации: где, кому и до какой степени доверять можно. Им и можно посоветовать учиться такому анализу. И... доверять.


Десятая директива - "не делай".

 

Ее смысл расшифровывается так: "Не делай сам - это опасно, за тебя буду делать я".

Взрослые, несущие в себе влияние этой директивы, испытывают мучительные трудности в начале каждого нового дела, даже хорошо знакомого - будь то сочинение романа, вязание свитера или стирка белья. В противоположность носителям директивы "не достигай успеха", испытывающим трудности при завершении дела.

Они постоянно откладывают начало своих действий, часто попадают в цейтнот и, конечно, не догадываются, что всего лишь послушно следуют родительскому требованию: "не делай сам, подожди меня". Такие люди часто упрекают себя в слабоволии, но дело здесь не в воле, а в послушании, которое стало уже совершенно бессмысленным - ведь мама уже не придет ни к вашему станку, ни к письменному столу.

Таким людям, так же как и "обладателям" директивы "не достигай успеха", можно порекомендовать начинать дело при свидетелях или в групповой ситуации, что не позволит им остаться "наедине" со своей директивой.

Одиннадцатая директива - "не будь самим собой".

 

Она выступает в двух основных вариантах. Первый состоит в недовольстве родителей полом ребенка (например, ждали мальчика, а родилась девочка). Второй вариант выражается в высказываниях типа: "Будь похожим на ...", "Стремись к идеалу", "Почему твой друг это может, а ты - нет?"

Скрытый смысл данной директивы - вызвать неудовлетворенность своим нынешним состоянием и пустить человека в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Ведь будучи постоянно неудовлетворенным собой и мотивированным завистью (к кому-то или к чему-то), он начинает постоянно убегать от самого себя, будучи убежденным, что чужое всегда лучше, чем его собственное. А таким человеком, как известно, очень легко управлять. Главное - создавать ему новые приманки - материальные, интеллектуальные или духовные.

Взрослый человек, несущий в себе подобную директиву, постоянно неудовлетворен собой и почитает это чуть ли не за моральную добродетель. Про таких говорят: "Критичен к себе более, чем к другим". И понятно - почему. Ведь ему постоянно надо превосходить других хотя бы по высоте требований, предъявляемых к себе самому. "Вы ниже меня, и поэтому я не могу от вас требовать того, что требую от себя". Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта.

Двенадцатая директива - "не чувствуй себя хорошо".

 

Передается родителями, говорящими в присутствии ребенка: "Несмотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную на 5" или "Хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грядку".

Человек, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой - к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.

Всем известны сотрудники, которые на работе постоянно жалуются на головную боль, а когда им предлагают идти домой, упрямо остаются на работе и даже засиживаются допоздна. Смысл этого поведения такой - "вам должно быть стыдно - ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше, чем вы".

Последствия такого поведения могут быть печальными, ведь эти люди не симулируют болезнь, а используют реальное заболевание для получения психологической выгоды. В результате, их состояние, естественно, ухудшается. Постепенно история жизни таких людей трансформируется в историю болезни.

Может быть, вы увидели в описании директив кое-что "про себя", и первым вашим внутренним побуждением было оправдать своих родителей (например - "они растили меня в трудное время"). Это желание совершено нормально, поскольку каждый из нас несет в себе внутреннего ребенка всю жизнь. А для ребенка, чувствующего себя продолжением родителей, считать, что его родители "плохи", значит считать "плохим" себя. Ребенок никогда не выдвигает к родителям требования: "Я буду любить тебя, если ты..." (по крайней мере до определенного возраста и определенных обстоятельств, о которых мы, может быть, расскажем в другой раз). Любовь маленького ребенка к родителям всегда безусловна.

Чем же можно помочь себе и другому, если действие подобных директив препятствует самореализации в жизни? Скажем сразу, пытаться "изменять", "перевоспитывать" родителей, выяснять с ними отношения по поводу того, как они вас воспитывали в детстве - дело совершенно бесперспективное.

 

Если вы ожидаете, что родители своей властью отменят одни директивы и дадут другие, "лучшие", то вы до сих пор пребываете в инфантильной зависимости и стремитесь жить по указке "старших".

Просто допустите, что с данного момента именно вам принадлежит право сделать выбор - делать или не делать чего бы то ни было.

Следование директивам помогало вам - маленькому и зависимому - приспособиться к требованиям больших и свободных людей, которые, не спрашивая вашего согласия, решали, опираясь на вашу безусловную любовь, свои собственные, не всегда вам известные проблемы. Но сейчас ситуация изменилась: взрослый - это вы. А каждый человек имеет право сознательно изменять бессознательные решения, принятые им в детстве.

Возникает вопрос: а можно ли в принципе воспитать ребенка, никогда не прибегая к подобным директивам? Это возможно лишь теоретически - если ребенка воспитывает человек, полностью решивший все свои личные проблемы и свободный от создания новых, что практически нереально.

Все мы, воспитывая детей, остаемся детьми собственных родителей и продолжаем решать задачу своего взросления именно в ходе воспитания детей. И другого пути у нас нет.

Поэтому избежать директив вы как родитель не можете. Это трагично, но это не главное. Главное же состоит в том, чтобы, во-первых, ваш ребенок смог увидеть, что вы сами освобождаетесь от директив, данных вам вашими родителями, и, во-вторых, вы оставляете и ему возможность изжить директивы, полученные от вас, уже не в отношениях с вами, а в более широкой человеческой общности. Имеет смысл и ограничить время своей психологической власти определенными возрастными границами, о которых ребенок должен знать. Эти границы могут совпадать и со временем гражданского становления человека.

Директивы неизбежны, но зависимость от них отнюдь не фатальна. С освобождением от этой зависимости обычно и связан кризис середины жизни.

И еще об одном. Не следует путать директивы с моралью. Директивы всегда бессознательны, мораль же всегда сознательна. Родители прибегают к дерективам именно потому, что они не всесильны, а задачу управления ребенком с них никто не снимет.


И в заключение - несколько слов апологии директивам. "Радуйтесь препятствиям - ими вы растете". Директивы в нашей жизни есть вызов нашей способности к развитию. И как и всякий вызов - его можно принимать, а можно и не принимать. Осознание в себе бессознательных влияний дает опыт, который невозможно получить иным путем. Создание же стерильной "воспитательной среды", лишенной директив, есть педагогическая утопия, которая стоит ровно столько, как и любая другая утопия.

Взрослые действительно многое могут, но они не могут одного - решить за ребенка задачу его взросления и освобождения от их собственных бессознательных влияний. Каких? Пусть каждый решит это сам.

И как ребенок своих родителей, и как родитель своих детей.

 

Авторы: Лосева В.К., Луньков А.И.

 

/Директивы являются наглядным примером двойных узлов, формируемых в детстве.

Каждый двойной узел проявляется через свою истерическую эмоцию.

 

Я так много внимания уделил данной теме, поскольку многие люди (в том числе и духовно практикующие) не хотят проживать ситуации, опираясь на базовые законы мироздания. Человек вместо этого стремиться или сбежать из ситуации или загнать стресс еще глубже. Невроз переходит в депрессию.

Ситуация сбегания отражена психологической науке и носит название «защитный механизм». Более подробно смотрите по ссылкам./

Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

История понятия

Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году, в работе «Защитные нейропсихозы»[1] и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». [2] Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.

 Содержание понятия

Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

  1. Отрицание или искажение реальности
  2. Действие на бессознательном уровне

Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «„Я“ может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов».[4] Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.

 

/Интересно в этой связи рассмотреть принцип удовольствия. Защитный механизм и удовольствие ведут к смерти, а осознание – ведет к нирване; удовольствию совсем другого качества./

Принцип удовольствия

Основная статья: Принцип удовольствия

Принцип удовольствия (нем. Lustprinzip) — один из четырёх принципов работы психического аппарата в теории Зигмунда Фрейда, наряду с принципом постоянства, принципом нирваны и принципом навязчивого повторения.  Принцип удовольствия описывает стремление психики к понижению напряжения до минимального уровня Поэтому в работе 1920 года Фрейд делает парадоксальный вывод, говоря о том, что «принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти» — и тот и другой стремятся привести организм к уровню минимальной — в идеале нулевой — психической нагрузке.

 

 

/Тема защитного механизма интересна еще и тем, что защита – есть действие. При защите задействованы естественные возможности сознания. Только эти возможности направлены не на познание, а на защиту. Тема освоения возможностей сознания хорошо разработана в науке медитаций. Наука медитаций использует естественные возможности сознания для Познания./

 

/Теперь давайте рассмотрим сильные эмоции на примере эмоции страха. Более подробно можно посмотреть в научных трудах по психофизиологии. /

 

 

Страх в психологии

Отрицательно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с ощущением опасности, реальной или воображаемой.

Иррациональные неконтролируемые страхи, стабильно возникающие по отношению к сходным явлениям, независимо от их объективной степени угрозы, называются «фобиями». Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.[3]

 

Страх у человека

В разных ситуациях страх одного человека может существенно отличаться по степени от страха другого.

Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Чаще всего при усилении страха его высшая форма — ужас — сопровождается именно подавленным состоянием, депрессией.

Иногда может выражаться в фобиях. Примеры: клаустрофобия, арахнофобия и пр. Недостаточный самоконтроль может приводить к социальным проблемам, неправильному поведению и глупым и опасным поступкам.

Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.

 Два нейронных пути страха

Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно.[4]

 Быстрый путь

Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путем, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определенные признаки опасности как не реальные.

При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.

 Длинный путь

При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.

При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.

 

/Из данной статьи следует, что проработка любых негативных эмоций возможна через осознание информации, которая несет данная эмоция. Соотнесения данной информации с целями индивида с точки зрения теории познания. И, обязательно, эмоции сообщают нам о нашем воздействии на Вселенную. Скорее даже о реакции вселенной на наши действия. Все это имеет отношение к закону триединства. И поиску гармоничного положения человека во вселенной./

Теперь давайте посмотрим, как предлагает решать ситуации современная функциональная психология. Для примера рассмотрим определение Цели, Целеполагание и Футородизайн.

Цель (определение):

  1. желаемый результат (предмет стремления); то, что хочется осуществить.
  2. чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть.
  3. предвосхищаемый в сознании результат деятельности.
  4. место или предмет, в который нужно попасть при перемещении какого-либо объекта.
  5. цель преступления — идеализированное представление лица о преступном результате, которого оно стремится достичь.

В концепции «управление по целям» (англ. objective management) для достижения эффективности при постановке цель проверяется по критериям акронима SMART:

 

  • Specific — четкая, определенная. Цель «немедленно нажимать кнопку» не является четкой, альтернативой будет «нажимать на кнопку в течение 1 секунды».
  • Measurable — измеримая. Цель должна подразумевать, либо оговаривать возможность измерения/проверки результата.
  • Achievable — достижимая. Цель должна быть выполнимой для конкретного исполнителя.
  • Relevant — соответствующая контексту. Достижение цели должно быть обеспечено ресурсами.
  • Time-bounded — ограниченная во времени. Нет времени — нет цели (есть мечты).

Целеполагание

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи.

Термин «целеполагание» применяется для именования краткосрочных обучающих курсов – тренингов, – популярных в бизнес–среде, изучающих системы планирования, методики управления временем (time management), в результате которых должны достигаться:

Результатом целеполагания в производстве и сервисе является увеличение производительности труда и снижение совокупной стоимости владения решением..

Футуродизайн

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Футуродизайн (от англ. future design — «будущий дизайн», «дизайн будущего») — направление в дизайне, превентивно разрабатывающее концепции дизайна, соответствующие смыслам будущего.

Подход футуродизайна основан на футурологическом моделировании и прогнозировании эволюции технологий, социальных и культурных изменений в обществе будущего (см. Проектная социология) и ориентирован на проектирование инноваций, адекватных будущему и актуальных для него.

Футуродизайн нацелен на развитие культуры:

  • проектного прогнозирования и конструктивной толерантности на основе проблематизации (анализа партнерств (диагностирования проблем) и синтеза альянсов (прогнозирования проблем));
  • творческого партнерства
  • мировоззренческой навигации \"навигации в дебрях идеалов и ценностей"\ (понимания самого себя, своих мотивов, вычисления целей, умения хотеть и соразмерять "хотения" с реальными возможностями - замыкание триады "хочу-могу-делаю"),
  • поиска и изобретательского решения социально значимых проблем (культуры проблематизации),
  • поиска и освоения ниш, свободных от конкуренции,
  • создания нетривиальных решений в условиях исследования и проектирования Будущего…

 

Принципы футуродизайна

 Принципы гармонии:

1) Акцент в проектировании как формы познания переносится с движения (изменения) на его сущность - на сохраненение, т.е. поиск динамической устойчивости;

2) Принцип тождества противоположностей

3) В основе футуродизайна - не количественные, а качественные обобщения.

 

/В этих статьях видно, что современные психологические направления взяли за основу принципы осознанности, принцип познания и принцип гармоничного взаимодействия противоположностей/.

 

                                                                             Лимонов Евгений.

 

 

 

Вернуться